Чему и как должна обучать школа бизнеса

Урок в земской школе
Ученики Архангельской земской школы Нолинского уезда Вятской губернии, 1890-е годы. В классе 35 учеников, из них 23 мальчика Прослушать введение в статью Аудиозапись создана на основе версии статьи от 30 мая 2013 года

Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.

Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15 лет.

Содержание 1 Обзор начального образования в Российской империи 1.1 Общее описание системы начального народного образования (послереформенный период)
1.2 Развитие начального образования в период до учреждения земств
1.3 Развитие начального образования в период после учреждения земств
1.4 Статистические и демографические данные 1.4.1 Демографические данные
1.4.2 Статистические данные по начальному образованию
1.4.3 Развитие начальной школы и рост населения 2 Правовое положение земской школы 2.1 Начальная школа по Положениям 1864 и 1874 годов
2.2 Полномочия и эффективность правительственного надзора
2.3 Проект нового «Положения о начальных училищах»
2.4 Несогласованность начального и среднего образования 3 Учебный процесс и учебный план земской школы 3.1 Учебный процесс 3.1.1 Учебный год и расписание
3.1.2 Организация занятий
3.1.3 Возраст учеников, соотношение мальчиков и девочек
3.1.4 Педагогика земской школы 3.2 Учебный курс 3.2.1 Содержание учебного курса
3.2.2 Продолжительность учебного курса
3.2.3 Экзамены по окончании школы
3.2.4 Результаты обучения 3.3 Язык обучения 4 Условия обучения 4.1 Размер классов
4.2 Школьные здания 5 Народные учителя
6 Финансирование земских школ 6.1 Расходы на обучение в начальной школе
6.2 Финансирование школ до 1907 года
6.3 Финансирование в эпоху законодательных учреждений 7 Проекты всеобщего обучения 7.1 Первые проекты
7.2 Законодательные инициативы
7.3 Построение школьных сетей 8 Параллельные системы начального образования 8.1 Церковно-приходские школы
8.2 «Образцовые» училища 9 В культуре
10 Примечания
11 Источники
12 Законодательные акты о начальном образовании (тексты)
13 Словарные статьи
14 Литература
Чему и как должна обучать школа бизнеса