Сбытовая политика

Эта статья — о виде логистики. О маркетинговом инструменте см. Дистрибуция (бизнес).

Сбытовая логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения вещественного и сопутствующих ему (информационного, денежного и сервисного) потоков между разными потребителями.
Сбытовая логистика называется также распределительной логистикой, маркетинговой логистикой (англ. marketing logistics).
Основной целью сбытовой логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.
Задачи сбытовой логистики:

Доставить потребителю продукцию своевременно.
Доставить потребителю продукцию в нужном количестве.
Доставить потребителю продукцию без ущерба для её качества.
Доставить потребителю продукцию с минимальными затратами.

В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:по какому каналу довести продукцию до потребителя; как упаковать продукцию; по какому маршруту отправить; нужна ли логистике сеть складов, если да, то какая, где и сколько; какой уровень обслуживания обеспечить, а также на ряд других вопросов.
Объектом изучения сбытовой логистики являются материальный и сопутствующие ему (генерируемые им) информационный, финансовый и сервисный потоки.
Субъектами сбытовой логистики являются участники сбытовой сети: производители; посреднические институты, агрегирующие разные функции продвижения товарно-материального потока (торговые и функциональные посредники); конечные потребители. Из них субъекты на микроуровне — это: отдел логистики; отдел сбыта; склады; транспортный отдел; отдел информационного обеспечения; финансовый отдел; отдел стандартизации и качества. На макроуровне: сбытовые организации; распределительные центры и склады; транспортные организации; страховые компании; компании информационной поддержки; торговые организации; консультационные фирмы; потребительские союзы.
Функции сбытовой логистики
Все мнения по поводу функционального наполнения сбытовой логистики сконцентрировались в двух подходах:
1. состав основных и поддерживающих функций ,
2. идентификация и различие функций сбытовой логистики на микро и макроуровнях .
Состав основных функций сбытовой логистики:

Сбыт
Хранение
Транспортировка

К которым на микроуровне можно отнести следующие: организация получения и обработки заказов; планирование процесса реализации; выбор упаковки продукции, её комплектация и консервирование; организация отгрузки продукции; контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю; организация послереализационного обслуживания; учет движения готовой продукции на складах; а на макроуровне: построение организационной структуры распределительных каналов и сети; дислокация дистрибьютивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической сети в распределительных каналах; транспортировка готовой продукции, возвратной тары и отходов; складирование; управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров; передача прав собственности на готовую продукцию; обеспечение сохранности и защиты товаров.
Состав обеспечивающих функций : стандартизация, финансирование, страхование от рисков, информационное и научное обеспечение, логистический сервис. В том числе на микроуровне: поддержание стандартов качества готовой продукции; расчет налоговых платежей и прибыли, бухгалтерский учет; мониторинг выполнения плана поставок продукции. И на макроуровне: страхование рисков; ценообразование; информационно-компьютерная поддержка сбыта и специальных логистических функций.
Сбытовая логистика планирует и обеспечивает доставку продукции от производителя к потребителям, то есть осуществляет:

постоянное изучение потребительского спроса;
изучение товаров, создаваемых конкурентами;
сбор полной информации о товарах собственного производства;
поиск реальных и потенциальных заказчиков, создание, поддержание и развитие связей с ними;
выдвижение предложений о путях приспособления собственного производства к нуждам потребителей в целях их максимального удовлетворения;
отбор каналов сбыта продукции, посредников;
организацию поставок и их контроль;
участие в формировании стратегии и тактики предприятия при планировании производства и затрат.

Сбытовая логистика ищет пути и средства оптимизации каналов сбыта. Существование же многочисленных способов организации сбыта позволяет наиболее полно использовать потенциал логистики.
Ключевыми понятиями в сбытовой логистике являются распределительный канал и логистическая сбытовая цепь.
Распределительный канал — это частично упорядоченное множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя). Множество, о котором идет речь, является частично упорядоченным до тех пор, пока не определяются конкретные участники (субъекты) и звенья (пункты трансформации) процесса продвижения материального потока от продуцента к потребителю. Когда это происходит, логистический канал принимает вид логистической цепи.
Таким образом,логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) — это упорядоченное (оптимизированное) множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).

Сбытовая политика